Индивидуальный план психолого-педагогического сопровождения работы с ребенком – инофоном
Дети мигрантов – это дети-инофоны, приехавшие вместе со своими родителями в новую страну проживания, как правило, из стран ближнего зарубежья (Азербайджан, Армения, Молдова, Украина и т.д.). Таких детей отличают слабое владение русским языком; отсутствие знаний об основах русской культуры, истории, традиций и норм поведения; высокий уровень тревожности, низкий уровень познавательной активности, что затрудняет их интеграцию в социально-культурную жизнь российского общества и адаптацию в нём.
Социализация детей – инофонов, обучение взаимодействию и толерантности носителей различных культур и религий — важная задача дошкольного образования. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны».
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования необходимо объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Семья может стать как тормозом изучения языка, так и усилить мотивацию ребёнка. Большое значение имеет то, как относятся в семье к своей и чужой культуре, т.е. преобладающая стратегия аккультурации в семье.
Большинство родителей детей ДОУ, в том числе инофонов, по результатам проведенного анкетирования выбирают стратегию интеграции.
Родители хотят, чтобы дети ещё в детском саду приучались к общению с носителями других культур, чтобы дети из стран ближнего зарубежья начали как можно раньше говорить на русском языке. Выделяются следующие ответы:
воспитание толерантного отношения к людям других национальностей и культур – 70%;
возможность получения образования в России – 100%;
вероятность использования знания языка в качестве социального лифта – 65%;
облегчение процесса миграции и интеграции в российское общество – 40%;
знание языка и культуры страны пребывания – 80%.
Такая поддержка со стороны родителей убеждает коллектив в правильности выбранной цели.
Наше ДОУ ежегодно принимает в группы по нескольку детей-инофонов, родители которых приехали в Россию на постоянное место жительства.
При адаптации таких детей возникли определённые трудности:
1.Дети-инофоны не вписывались в социокультурную среду русскоязычного окружения.
2. Дети-инофоны были мало подготовлены для социального взаимодействия между собой и русскоязычными детьми как в ДОУ, так и за его пределами.
Работа по осуществлению социальной адаптации детей мигрантов начинается с диагностики уровня знания русского языка, проведения психологических тренингов.
Среди задач обучения важно выделить следующие:
1) в учебном аспекте – достижение овладения русским языком как средством межличностного общения;
2) в познавательном – приобретение знаний о культуре страны пребывания;
3) в развивающем – работа по становлению и формированию.
Адаптация и интеграция детей мигрантов
В решении проблемы социальной адаптации детей мигрантов активно участвуют все педагоги ДОУ . С психолого-педагогической точки зрения, адаптация и интеграция детей мигрантов означает необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей воспитанников, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения, формирование толерантного сознания.
Психологическое сопровождение детей мигрантов включает в себя, прежде всего, систему занятий по межличностному общению, так как оно является важнейшим фактором социального развития человека, источником его жизнедеятельности и одним из условий формирования личности на этом этапе. Целью такой системы работы является конкретная помощь им в адаптации к новым условиям, но в целом – формирование толерантности к обществу, в котором проходит социализация ребенка.